Самым частым вопросом, поступающим в адрес судебных экспертов и экспертных организаций, является вопрос о лицензировании и правовых основаниях осуществления судебно-экспертной деятельности. Может ли исследование проводится негосударственной организацией? А чем отличается эксперт или специалист?
Итак, давайте рассмотрим все эти вопросы.
Эксперт – лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное для производства судебной экспертизы и дачи заключения (ст. 57 УПК РФ, ст. 55 АПК РФ, ст. 49 КАС РФ.
Специалист – лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое для дачи пояснений, консультаций, разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию, и оказания иной непосредственной помощи (ст. 58 УПК РФ, ст. 55.1 АПК РФ, ст. 50 КАС РФ).
Как видно из указанных выше определений и эксперт и специалист являются лицами, обладающими специальными знаниями в какой-либо сфере, необходимыми для ответа на вопросы, имеющие значения для решения дела. Отличие заключается в функционале: эксперт дает заключение, а специалист – оказывает содействие, при этом консультация специалиста – разъяснения, консультации, профессиональное мнение лица, обладающего теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого спора, не требующие проведения специальных исследований (ст. 87.1 АПК РФ, ст. 188 ГПК РФ, ст. 169 КАС РФ)
Нормативно-правовой базой судебной экспертизы в Российской Федерации являются Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и процессуальные кодексы, согласно которым (ст. 195 УПК, ст. 79 ГПК, ст. 82 АПК, ст. 77 КАС) проведение экспертиз возможно как государственными, так и негосударственными экспертами. Согласно Постановлении Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» «Суд не может отказать в проведении экспертизы в негосударственной экспертной организации, а равно лицом, обладающим специальными знаниями, но не являющимся работником экспертного учреждения (организации), только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы может быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению».
Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» экспертная деятельность в Российской Федерации не лицензируется, а согласно требованиям нормативно-правовых актов о сертификации работ и услуг (в частности, Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» сертификация экспертов и аккредитация экспертных организаций является добровольной, а единый орган их осуществляющий отсутствует.
Следует отметить, что согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 № 3214-р «Об утверждении перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями» существуют ограничения, касающиеся некоторых видов экспертиз в части решения определенных вопросов или наличия процессуальных условий:
судебные баллистическая, взрывотехническая, психологическая экспертизы и судебная экспертиза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ по уголовным делам, судебные экспертизы при проверке сообщений о преступлениях;
судебные строительно-техническая и землеустроительная экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества и объектов землеустроительства в рамках оспаривания или установления их кадастровой стоимости;
судебная пожарно-техническая экспертиза применяется в уголовных делах, связанных с пожарами или нарушениями требований пожарной безопасности, которые привели к гибели или тяжкому вреду здоровью людей. Она также проводится по вопросам, связанным с действиями по спасению людей и имущества от опасных факторов пожара, а также по ликвидации пожара. Эта экспертиза также может быть проведена при проверке сообщений о преступлениях, связанных с пожарами или нарушениями требований пожарной безопасности, которые привели к гибели людей или причинению тяжкого вреда их здоровью, а также в отношении действий, направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара и ликвидации пожара.
Помимо указанных выше ограничений, цитируя решение Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2004 по делу ГКПИ04-738 , «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (ст. 195), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ст. 79) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 25.9) связывают возможность привлечения лица в качестве эксперта для проведения экспертизы и дачи заключения с наличием у него специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, а не наличием лицензии».
Несмотря на то, что порядок оценки специальных знаний экспертов в настоящее время нормативно не закреплен, при выборе экспертной организации предлагаем обратить внимание на следующие детали:
наличие свидетельства о государственной регистрации юридического лица и о постановке на налоговый учет;
ЕГРЮЛ (Единый Государственный Реестр Юридических Лиц) должен содержать код и наименование вида деятельности экспертной организации (71.20.2 Судебно-экспертная деятельность);
эксперты и специалисты организации должны иметь документы об образовании, соответствующем виду (разновидности) проводимого исследования, и/или документы, подтверждающие стаж работы по экспертной специальности.
Обобщая вышеизложенное:
экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации;
эксперт и специалист являются лицами, обладающими специальными знаниями, при этом эксперт дает заключение, а специалист – оказывает содействие;
специальные знания являются определяющим фактором оценки способности лица выступать в качестве эксперта или специалиста;
экспертная деятельность в Российской Федерации не лицензируется и лицензий не существует;
сертификация экспертов и аккредитация экспертных организаций является необязательной.