СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР "СПЕЦИАЛИСТ"

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
post
page
elementskit_template
elementor-hf
elementskit_widget
elementor_library
e-landing-page
elementskit_content

Будни 8:00 — 18:00
Сб и вс — выходной

Москва м. Автозаводская
Ленинская слобода 19, оф. 5027

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
post
page
elementskit_template
elementor-hf
elementskit_widget
elementor_library
e-landing-page
elementskit_content

Дефект и недостаток это одно и то же?

Елизавета Михайловна Трескова

Старший координатор
АНО «СЭЦ «Специалист»,
судебный эксперт в области товароведческих экспертиз

Дефект и недостаток это одно и то же?

При рассмотрении дел о возврате (замене) технически сложных товаров по истечении 15 суток со дня передачи товара потребителю главными вопросами являются имеет ли изделие существенные недостатки и по чьей вине (см. ст.18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», далее – ЗоЗПП). Для решения этих вопросов назначается товароведческая экспертиза, а на разрешение эксперта-товароведа ставятся соответствующие вопросы. Казалось бы, все логично, но есть подвох. Если эксперт-товаровед ответит на такой вопрос, то выйдет за границы своей компетенции, поскольку вопрос носит правовой характер. На разрешение эксперта товароведа корректно ставить вопрос не о недостатках товаров, а о его дефектах. Нет, эти слова значат разное. Сейчас объясним почему.

Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию [ЗоЗПП].

Дефект – каждое отдельное несоответствие товара установленным требованиям [ГОСТ 15467-79]; каждое отдельное несоответствие объекта требованиям, установленным в документации [ГОСТ 27.002-2015; на момент публикации статьи согласно каталогу РОССТАНДАРТа имеет статус действительного].

Как «дефекты», так и «недостатки» делятся на устранимые и неустранимые.

Неустранимый недостаток товара — недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий — обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию [Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»].

Неустранимый дефект – дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно [ГОСТ 15467-79].

Дефекты по характеру делятся на критические, значительные, малозначительные и, в свою очередь, могут быть устранимые или неустранимые. Недостатки по характеру делятся на существенные и несущественные.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки [ЗоЗПП].

 

Стоимость и срок проведения ремонтно-восстановительных работ в отношении товара определяются соответствующими ремонтными мастерскими (сервисными центрами), в связи с чем определение указанных характеристик целесообразно решать путем направления запроса в указанные организации.

 

Критический дефект – дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо [ГОСТ 15467-79].

Значительный дефект – дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность, но не является критическим [ГОСТ 15467-79].

Малозначительный дефект – дефект, который существенно не влияет на использование продукции по назначению и ее долговечность [ГОСТ 15467-79].

Исходя из вышеизложенного, не смотря на схожесть определений терминов «недостаток» и «дефект», при сопоставлении пар схожих характеристик этих терминов проявляются их отличия, например, если у товара имеется неустранимые дефект, то его использование согласно функциональному назначению может быть возможно, а при наличии неустранимого недостатка – категорически недопустимо или невозможно. При этом экономическая нецелесообразность устранения дефекта делает его неустранимым, но на возможность устранения недостатка – не влияет. Указанные выше различия обусловлены тем, что «недостаток» является правовым понятием. Этот термин отсутствует в каких-либо стандартах, содержащих требования к товарам, и используется только в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и разъяснениях Пленум Верховного Суда Российской Федерации к нему.

В связи с изложенным выше, исследование недостатков товаров, в том числе решение вопроса о наличии в товаре существенных недостатков, выходит за пределы специальных знаний эксперта в области товароведческих экспертиз и подлежит решению в суде. При вынесении определения о назначении судебной товароведческой экспертизы рекомендуется постановка вопросов о наличии дефектов, например:

Имеет ли изделие дефекты (в случае наличия перечислить) и каков характер их образования (дефект эксплуатационный, производственный, возник в ходе хранения/транспортировки)?

Дефект и недостаток это одно и то же?

При рассмотрении дел о возврате (замене) технически сложных товаров по истечении 15 суток со дня передачи товара потребителю главными вопросами являются имеет ли изделие существенные недостатки и по чьей вине (см. ст.18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», далее – ЗоЗПП). Для решения этих вопросов назначается товароведческая экспертиза, а на разрешение эксперта-товароведа ставятся соответствующие вопросы.

Казалось бы, все логично, но есть подвох. Если эксперт-товаровед ответит на такой вопрос, то выйдет за границы свей компетенции, поскольку вопрос носит правовой характер.

На разрешение эксперта товароведа корректно ставить вопрос не о недостатках товаров, а о его дефектах. Нет, эти слова значат разное. Сейчас объясним почему.

Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию [ЗоЗПП].

Дефект – каждое отдельное несоответствие товара установленным требованиям [ГОСТ 15467-79]; каждое отдельное несоответствие объекта требованиям, установленным в документации [ГОСТ 27.002-2015; на момент публикации статьи согласно каталогу РОССТАНДАРТа имеет статус действительного].

Как «дефекты», так и «недостатки» делятся на устранимые и неустранимые.

Неустранимый недостаток товара — недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий — обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию [Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»].

Неустранимый дефект – дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно [ГОСТ 15467-79].

Дефекты по характеру делятся на критические, значительные, малозначительные и, в свою очередь, могут быть устранимые или неустранимые. Недостатки по характеру делятся на существенные и несущественные.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки [ЗоЗПП].

 

Стоимость и срок проведения ремонтно-восстановительных работ в отношении товара определяются соответствующими ремонтными мастерскими (сервисными центрами), в связи с чем определение указанных характеристик целесообразно решать путем направления запроса в указанные организации.

 

Критический дефект – дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо [ГОСТ 15467-79].

Значительный дефект – дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность, но не является критическим [ГОСТ 15467-79].

Малозначительный дефект – дефект, который существенно не влияет на использование продукции по назначению и ее долговечность [ГОСТ 15467-79].

Исходя из вышеизложенного, не смотря на схожесть определений терминов «недостаток» и «дефект», при сопоставлении пар схожих характеристик этих терминов проявляются их отличия, например, если у товара имеется неустранимые дефект, то его использование согласно функциональному назначению может быть возможно, а при наличии неустранимого недостатка – категорически недопустимо или невозможно. При этом экономическая нецелесообразность устранения дефекта делает его неустранимым, но на возможность устранения недостатка – не влияет.

Указанные выше различия обусловлены тем, что «недостаток» является правовым понятием. Этот термин отсутствует в каких-либо стандартах, содержащих требования к товарам, и используется только в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и разъяснениях Пленум Верховного Суда Российской Федерации к нему.

В связи с изложенным выше, исследование недостатков товаров, в том числе решение вопроса о наличии в товаре существенных недостатков, выходит за пределы специальных знаний эксперта в области товароведческих экспертиз и подлежит решению в суде. При вынесении определения о назначении судебной товароведческой экспертизы рекомендуется постановка вопросов о наличии дефектов, например:

Имеет ли изделие дефекты (в случае наличия перечислить) и каков характер их образования (дефект эксплуатационный, производственный, возник в ходе хранения/транспортировки)?